Действующая
в настоящее время пенсионная модель не
удовлетворяет ни граждан, поскольку их
пенсии крайне мизерны, ни работодателей
из-за высокого уровня взносов в
Пенсионный фонд, ни власть, поскольку
низкий уровень пенсий вызывает
перманентную социальную и, как
следствие, политическую напряженность,
ни субъекты Федерации, поскольку
обязывает регионы – доноры отчислять
средства на покрытие пенсионных
обязательств дотационным регионам (впрочем,
и сами дотационные регионы, конечно же,
недовольны – размер этих отчислений не
покрывает их нужд).
·
Повысить размер пенсии можно, лишь
повысив доходы самой пенсионной системы.
Это возможно лишь при поэтапном переходе
от распределительной к накопительной
системе. В этом случае “размер
пенсии будет находится в прямой
зависимости от заработка работника, а не
от запутанных и сложно исчисляемых
процентов, как сейчас” (В. Пехтин). Пенсия
должна складываться из двух частей:
·
Первая часть – это
социальная, т.е. гарантируемая
государством всем гражданам России
пенсия в одинаковом размере и поэтапно
повышаемая до уровня прожиточного
минимума. На сегодняшний день
социальная пенсия уже выплачивается вне
зависимости от трудового стажа и не
опускается ниже 450 рублей. Размер
базовой пенсии будет ежегодно
устанавливаться законом при принятии
федерального бюджета.
·
Вторая часть пенсии – это
средства, которые гражданин будет
получать в зависимости от объема
перечисленных им (и только им) в
Пенсионный фонд средств. Чем больше
личных накоплений в ПФ, тем выше размер
второй части пенсии. Накопительный
принцип это:
·
когда работающее поколение делает
отчисления в ПФ, которые не направляются
сразу же на погашение пенсионных выплат
пенсионерам. Эти отчисления проходят
стадию накопления, а затем
инвестируются, после чего вместе с
полученными от инвестирования доходами
используются для пенсионного
обеспечения только тех, кто
осуществлял отчисления в накопительную
систему. Преимущества
накопительной пенсионной системы:
·
она не зависит
от демографической ситуации в стране, от
соотношения работающих и пенсионеров,
хотя продолжает зависеть от темпов
экономического роста;
·
обеспечивает справедливую
дифференциацию пенсий, поскольку их
размер в этом случае зависит только от
объема накопленных за время работы
средств и от эффективности
инвестирования его накоплений;
·
позволяет “оживить” накопляемые
пенсионные средства, эффективно
инвестировав их в экономику страны;
·
сочетается с
системой конкурирующих друг с другом
негосударственных пенсионных фондов,
что приводит к демонополизации
пенсионной системы, облегчает внедрение
рыночных начал в пенсионное страхование;
·
позволяет
каждому гражданину самому рассчитать
приблизительный размер собственной
пенсии.
Что
не может старая и сможет новая
пенсионная система?
1.
При нынешней пенсионной модели
никто не может самостоятельно
рассчитать свою пенсию, система расчета
запутанна, обязательства государства
четко не определены.
2.
В случае поэтапной реализации новой
пенсионной модели каждый гражданин
легко может рассчитать свою пенсию на
основе регулярно поступающих к нему
данных о пенсионных накоплениях, при
этом обязательства государства ясны и
конкретны.
1.
В существующей системе
пенсионного обеспечения учитываются
либо заработок только за последние два
года, либо за любые пять лет подряд, т.е.
имеется возможность не платить налоги (взносы)
в Пенсионный фонд в течение практически
всего периода трудовой деятельности и
только в последние два года подумать о
пенсии и ее размере.
2.
В новой системе
зарплата учитывается в полном объеме и
на протяжении всей трудовой
деятельности. На перераспределение идет
только половина нынешнего тарифа – 14%.
Вторая половина накапливается в виде
пенсионных обязательств государства
перед конкретным работником.
1.
В существующей пенсионной системе
отсутствуют реальные стимулы для
работника к полному предъявлению
зарплаты для уплаты с нее налога и
страховых взносов. В итоге взносы
выплачиваются лишь с легальной зарплаты,
составляющей в среднем 35,8% от доходов
населения, и не превышает 10% от общего
объема доходов.
2.
Согласно новой системе
работник стимулируется к предъявлению
полной зарплаты для уплаты с нее налога
и страховых взносов. Создаются условия
для вывода реальной зарплаты из “тени”.
1.
При действующей пенсионной системе
размер пенсий отстает от стоимости
жизни и прожиточного минимума
пенсионера.
2.
При новой системе появляются
условия и возможности для повышения
пенсии до уровня прожиточного минимума
как за счет вывода размера зарплаты из “тени”,
так и за счет ее повышения.
1.
Нынешняя пенсионная система
порождает социальную нестабильность,
вызывает конфликт поколений, работников
и работодателей, дестабилизирует власть.
2.
Новая система
пенсионного обеспечения призвана
обеспечить условия для взаимопомощи
поколений и социального партнерства.
1.
Действующая пенсионная система
приводит к тому, что сборы на выплату
пенсий ложатся тяжким бременем на
экономику.
2.
Новая система пенсионного обеспечения
за счет накопительной части страхового
сбора создает инвестиционный ресурс “длинных
денег” (со сроком востребования в 25 – 30
лет). Таким образом, пенсионная система
не только обслуживает граждан пожилого
возраста, но и реально работает на
развитие отечественной экономики.
|