Для
Рязани в настоящий момент характерны
перебои в работе общественного
транспорта, отключения электроэнергии в
жилых домах, под угрозой — обеспечение
населения города горячим
водоснабжением и масса других проблем.
Причина — задолженность города за
энергоресурсы.
Главный
федеральный инспектор в Рязанской
области Сергеев А.В., Представитель
Рязанской области в Совете Федерации
Одинцов М.В., Председатель политсовета
Рязанского «Единства» Зарубин М.Н. на
федеральном уровне помогают решать
проблему реструктуризации имеющейся
задолженности, но там задают резонный
вопрос о причинах отсутствия оплаты за
текущее потребление энергии. С начала
года задолженность бюджета по
энергетике увеличилась с 351 миллиона до
388. В чем же причина? Можно уверенно
говорить о том, что она заключается в
отсутствии сбалансированности в
межбюджетных отношениях.
Президент
РФ Владимир Владимирович Путин,
выступая 28.06.01г. на заседании президиума
Госсовета, сказал, что
наведение порядка в межбюджетных
отношениях — это задача экономическая,
административная и политическая
одновременно. В этой проблеме
необходимо определить базовые принципы
и бюджетного процесса, и построения в
конечном итоге Федерации. По словам
главы государства, исключительно важно
адаптировать систему межбюджетных
отношений к решению задач
стратегического характера, к развитию
государства на перспективу. Кроме того,
Президент подчеркнул необходимость
создания стимулов для проведения
рациональной бюджетной политики в
регионах.
Межбюджетные
отношения представляют собой
взаимоотношения органов
государственной власти и органов
местного самоуправления по вопросам
распределения регулирующих доходов и
перераспределения денежных средств
между бюджетами. Эти отношения должны
строиться на базе экономических связей
в рамках единой страны и заложенных в
Конституции РФ принципов, опираясь на
которые можно было бы достичь
оптимального взаимодействия всех
бюджетов и при этом придать этому
взаимодействию характер системности.
Политика
государства в межбюджетных отношениях
нацелена на выравнивание доходной части
нижестоящих бюджетов до минимально
необходимого уровня, который, в свою
очередь, устанавливается на базе
минимального социального
государственного норматива (социального
стандарта), представляющего собой
расчетные показатели, применяемые на
всех уровнях бюджетной системы.
Названная цель достигается с помощью
бюджетного регулирования, под которым
понимается процесс распределения
доходов и перераспределение средств
между бюджетами разного уровня.
Одновременно,
реализация данной цели призвана служить
укреплению экономического потенциала
страны, в том числе безопасности,
понимаемой как финансовая устойчивость
всего государства и каждой из его частей.
В
настоящий момент межбюджетные
отношения страдают многими
недостатками, без ликвидации которых
возникнут трудности в сохранении
единства страны, в построении
цивилизованного государства. На деле
можно наблюдать картину, когда каждый
уровень власти тянет на себя «финансовое
одеяло», когда в межбюджетных
отношениях фактически сохраняется
командно-административная система,
проявляющаяся в зависимости
нижестоящих бюджетов от вышестоящих.
Доходы, собранные на всей территории
страны, поступают в бюджет вышестоящего
уровня, а затем возвращаются в
нижестоящие бюджеты. Средства часто
распределяются в зависимости от
лояльности мэров губернатору.
Итоги
исполнения бюджета города за 5 месяцев
текущего года демонстрируют
несостоятельность существующей ныне в
регионе системы межбюджетных отношений,
основой которой является распределение
средств консолидированного бюджета
области между областным бюджетом и
бюджетами муниципальных образований в
соответствии с базовыми расходами,
определяемыми органам местного
самоуправления региональными властями.
Объем базовых расходов, определенных
городу Рязани, представляет из себя по
сути дела бюджет выживания.
За
первые 5 месяцев этого года общий объем
расходов составил 579 миллионов, из
которых львиная доля ушла на выплату
зарплаты работникам бюджетной сферы, а
на расходы капитального характера пошло
всего 22 миллиона рублей, или 3,8% всех
расходов. Сюда вошли расходы по оплате
медицинского и другого оборудования,
капремонт в том числе и жилого фонда,
капстроительство, ипотечное
кредитование. Основная же часть
расходов — 227 миллионов, или 39% была
направлена на расчеты за топливно-энергетические
ресурсы. При этом задолженность по ним
продолжает расти, что говорит о
необеспеченности бюджета города
финансовыми средствами даже в части
текущей оплаты потребляемых
энергоресурсов.
Достаточно
сказать о том, что в утвержденной «концепции
межбюджетных отношений» за базу брались
фактические расходы 1999 года с
коэффициентом пересчета 1,11. Ясно, что 1999
год не может быть эталоном планирования
бюджета 2001 года, поскольку и в 99г., и в
предыдущие годы формирование
межбюджетных отношений в Рязанской
области также отличалось
необъективностью и отсутствием
нормативной базы. Кроме того, в бюджете
не отражено хотя бы частичное погашение
задолженности прошлых лет по ЖКХ, размер
которой на начало года составил 273
миллиона рублей.
За
последние годы наметилась тенденция
снижения доли зачисляемых в бюджет
города налогов от общей суммы,
собираемой на территории. Если в 97 году
удельный вес зачисленных в городской
бюджет платежей составил 30,4%, то в 2000
году только 23,7%, а за 5 месяцев текущего
года — 17,3%. Из собранных городом 2,4
миллиардов ему осталось только 400
миллионов.
Для
сравнения. В Тюменской области 59%
расходов консолидированного бюджета
осталось в областном бюджете, 41% —
пришелся на уровень местных бюджетов.
Особо следует подчеркнуть тот факт, что
в 2001 году Рязань впервые переведена в
категорию дотационных, имея при этом
достаточный налоговый потенциал для
увеличения собственной доходной базы
путем изменения нормативов отчислений
от регулируемых налогов, что реально
сделать на областном уровне.
В
условиях хронического отсутствия
финансовых ресурсов для решения
вопросов местного значения органы
местного самоуправления также
испытывают дополнительные трудности,
связанные с тем, что различными
федеральными нормативными правовыми
актами и актами субъекта Федерации они
наделены отдельными государственными
полномочиями без передачи необходимых
для их осуществления финансовых и
материальных средств. Только на
федеральном уровне таких нормативных
правовых актов около 150. Основные из них
— законы о льготах для ветеранов и
инвалидов. Решение проблемы может быть
найдено только в реализации принципа,
согласно которому распределение
доходов между бюджетами различных
уровней осуществляется в строгом
соответствии с долей расходов,
закрепленных за соответствующим
субъектом, с учетом решения задач по
выравниванию доходной части бюджетов
соответствующих уровней.
Подобное
решение межбюджетных проблем создает
возможность обеспечить
заинтересованность бюджетов
нижестоящих уровней включать все
резервы по расширению доходных
источников на местах и не делает из них «бедных
родственников», вынужденных ожидать или
просить помощи «сверху».
Имеющий
место в настоящее время субъективный
подход к распределению средств в рамках
межбюджетных отношений делает жителей
города заложниками теоретически
возможного конфликта между мэром и
губернатором.
Что
же необходимо предпринять в настоящий
момент?
Антикризисные
меры федерального правительства должны
быть дополнены соответствующими
действиями субъекта Федерации:
—
утверждение новой методики
распределения финансовой поддержки
регионов, устраняющей субъективизм и
обеспечивающей эффективное
выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов, стимулирующей увеличение
сбора налогов;
—
инвентаризация и жесткое регулирование
региональных заимствований,
обеспечивающее их целевой и эффективный
характер;
—
обеспечение прозрачности региональных
бюджетов;
—
заключение договоров субъектов
Федерации на обслуживание в органах
федерального казначейства и проведение
через них денег по оплате счетов за
энергию и газ региональных
бюджетополучателей (аналогично
федеральным деньгам);
—
консолидация в региональные бюджеты
внебюджетных фондов, стимулирование
собственных налоговых усилий через
увязку с ними объемов получаемых
трансфертов из Фонда Федеральной
Поддержки Регионов;
—
обусловленность предоставляемых
трансфертов, в том числе отказ от
предоставления трансфертов регионам,
использующим зачеты, накапливающим
задолженность по заработной плате
работникам бюджетных организаций;
—
особый порядок отношений с
высокодотационными регионами,
включающий жесткие правила контроля за
разработкой, утверждением и исполнением
их бюджетов;
—
введение механизма внешнего
финансового управления для регионов,
находящихся в состоянии финансового
кризиса;
—
создание Фонда региональных финансов
для стимулирования усилий по
оздоровлению региональных финансов.
Итак,
почему областной бюджет принят не в
интересах города?
Кто-то
пытается упрекнуть в этом губернатора.
На наш взгляд, упреки не совсем
заслужены.
Избранный
в декабре 2000г. В.Н.Любимов является
губернатором всех рязанцев — и «городских»
и «сельских». Интересы же избирателей
каждого конкретного города и района на
областном уровне должны отстаивать
соответствующие депутаты облдумы. Вот
здесь-то и находится причина
бедственного положения жителей Рязани.
В «сельских» округах на выборах 26 марта
избраны все «положенные» депутаты
облдумы, а на территории Рязани выборы
не состоялись в двух округах — №26 и №35.
Следовательно,
при голосовании за городские интересы
часто в думе не хватает именно двух
голосов. И это логично — «сельские»
депутаты отстаивают интересы «сельских»
избирателей.
Чужие
проблемы для них не имеют
первоочередного значения. Не исключено,
что ситуация не изменится до 23 сентября
— дня довыборов в облдуму по двум
округам — №26 (Канищево и Недостоево) и
№35 (Борки, Бутырки и Центр города).
Если
же выборы там опять не состоятся, мы
имеем практически 100%-ные шансы
повторить сценарий Приморья, встретив
зиму без тепла и горячей воды. Решающее
слово за нами — жителями города.
Дмитрий
Звягинцев.
|