[ Начальная страница ]

Почему рязанцы остались обделенными.

Для Рязани в настоящий момент характерны перебои в работе общественного транспорта, отключения электроэнергии в жилых домах, под угрозой — обеспечение населения города горячим водоснабжением и масса других проблем. Причина — задолженность города за энергоресурсы.

Главный федеральный инспектор в Рязанской области Сергеев А.В., Представитель Рязанской области в Совете Федерации Одинцов М.В., Председатель политсовета Рязанского «Единства» Зарубин М.Н. на федеральном уровне помогают решать проблему реструктуризации имеющейся задолженности, но там задают резонный вопрос о причинах отсутствия оплаты за текущее потребление энергии. С начала года задолженность бюджета по энергетике увеличилась с 351 миллиона до 388. В чем же причина? Можно уверенно говорить о том, что она заключается в отсутствии сбалансированности в межбюджетных отношениях.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин, выступая 28.06.01г. на заседании президиума Госсовета, сказал, что наведение порядка в межбюджетных отношениях — это задача экономическая, административная и политическая одновременно. В этой проблеме необходимо определить базовые принципы и бюджетного процесса, и построения в конечном итоге Федерации. По словам главы государства, исключительно важно адаптировать систему межбюджетных отношений к решению задач стратегического характера, к развитию государства на перспективу. Кроме того, Президент подчеркнул необходимость создания стимулов для проведения рациональной бюджетной политики в регионах.

Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Эти отношения должны строиться на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, опираясь на которые можно было бы достичь оптимального взаимодействия всех бюджетов и при этом придать этому взаимодействию характер системности.

Политика государства в межбюджетных отношениях нацелена на выравнивание доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня, который, в свою очередь, устанавливается на базе минимального социального государственного норматива (социального стандарта), представляющего собой расчетные показатели, применяемые на всех уровнях бюджетной системы. Названная цель достигается с помощью бюджетного регулирования, под которым понимается процесс распределения доходов и перераспределение средств между бюджетами разного уровня.

Одновременно, реализация данной цели призвана служить укреплению экономического потенциала страны, в том числе безопасности, понимаемой как финансовая устойчивость всего государства и каждой из его частей.

В настоящий момент межбюджетные отношения страдают многими недостатками, без ликвидации которых возникнут трудности в сохранении единства страны, в построении цивилизованного государства. На деле можно наблюдать картину, когда каждый уровень власти тянет на себя «финансовое одеяло», когда в межбюджетных отношениях фактически сохраняется командно-административная система, проявляющаяся в зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих. Доходы, собранные на всей территории страны, поступают в бюджет вышестоящего уровня, а затем возвращаются в нижестоящие бюджеты. Средства часто распределяются в зависимости от лояльности мэров губернатору.

Итоги исполнения бюджета города за 5 месяцев текущего года демонстрируют несостоятельность существующей ныне в регионе системы межбюджетных отношений, основой которой является распределение средств консолидированного бюджета области между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в соответствии с базовыми расходами, определяемыми органам местного самоуправления региональными властями. Объем базовых расходов, определенных городу Рязани, представляет из себя по сути дела бюджет выживания.

За первые 5 месяцев этого года общий объем расходов составил 579 миллионов, из которых львиная доля ушла на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, а на расходы капитального характера пошло всего 22 миллиона рублей, или 3,8% всех расходов. Сюда вошли расходы по оплате медицинского и другого оборудования, капремонт в том числе и жилого фонда, капстроительство, ипотечное кредитование. Основная же часть расходов — 227 миллионов, или 39% была направлена на расчеты за топливно-энергетические ресурсы. При этом задолженность по ним продолжает расти, что говорит о необеспеченности бюджета города финансовыми средствами даже в части текущей оплаты потребляемых энергоресурсов.

Достаточно сказать о том, что в утвержденной «концепции межбюджетных отношений» за базу брались фактические расходы 1999 года с коэффициентом пересчета 1,11. Ясно, что 1999 год не может быть эталоном планирования бюджета 2001 года, поскольку и в 99г., и в предыдущие годы формирование межбюджетных отношений в Рязанской области также отличалось необъективностью и отсутствием нормативной базы. Кроме того, в бюджете не отражено хотя бы частичное погашение задолженности прошлых лет по ЖКХ, размер которой на начало года составил 273 миллиона рублей.

За последние годы наметилась тенденция снижения доли зачисляемых в бюджет города налогов от общей суммы, собираемой на территории. Если в 97 году удельный вес зачисленных в городской бюджет платежей составил 30,4%, то в 2000 году только 23,7%, а за 5 месяцев текущего года — 17,3%. Из собранных городом 2,4 миллиардов ему осталось только 400 миллионов.

Для сравнения. В Тюменской области 59% расходов консолидированного бюджета осталось в областном бюджете, 41% — пришелся на уровень местных бюджетов. Особо следует подчеркнуть тот факт, что в 2001 году Рязань впервые переведена в категорию дотационных, имея при этом достаточный налоговый потенциал для увеличения собственной доходной базы путем изменения нормативов отчислений от регулируемых налогов, что реально сделать на областном уровне.

В условиях хронического отсутствия финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления также испытывают дополнительные трудности, связанные с тем, что различными федеральными нормативными правовыми актами и актами субъекта Федерации они наделены отдельными государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств. Только на федеральном уровне таких нормативных правовых актов около 150. Основные из них — законы о льготах для ветеранов и инвалидов. Решение проблемы может быть найдено только в реализации принципа, согласно которому распределение доходов между бюджетами различных уровней осуществляется в строгом соответствии с долей расходов, закрепленных за соответствующим субъектом, с учетом решения задач по выравниванию доходной части бюджетов соответствующих уровней.

Подобное решение межбюджетных проблем создает возможность обеспечить заинтересованность бюджетов нижестоящих уровней включать все резервы по расширению доходных источников на местах и не делает из них «бедных родственников», вынужденных ожидать или просить помощи «сверху».

Имеющий место в настоящее время субъективный подход к распределению средств в рамках межбюджетных отношений делает жителей города заложниками теоретически возможного конфликта между мэром и губернатором.

Что же необходимо предпринять в настоящий момент?

Антикризисные меры федерального правительства должны быть дополнены соответствующими действиями субъекта Федерации:

— утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов;

— инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер;

— обеспечение прозрачности региональных бюджетов;

— заключение договоров субъектов Федерации на обслуживание в органах федерального казначейства и проведение через них денег по оплате счетов за энергию и газ региональных бюджетополучателей (аналогично федеральным деньгам);

— консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку с ними объемов получаемых трансфертов из Фонда Федеральной Поддержки Регионов;

— обусловленность предоставляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций;

— особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;

— введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса;

— создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов.

Итак, почему областной бюджет принят не в интересах города?

Кто-то пытается упрекнуть в этом губернатора. На наш взгляд, упреки не совсем заслужены.

Избранный в декабре 2000г. В.Н.Любимов является губернатором всех рязанцев — и «городских» и «сельских». Интересы же избирателей каждого конкретного города и района на областном уровне должны отстаивать соответствующие депутаты облдумы. Вот здесь-то и находится причина бедственного положения жителей Рязани. В «сельских» округах на выборах 26 марта избраны все «положенные» депутаты облдумы, а на территории Рязани выборы не состоялись в двух округах — №26 и №35.

Следовательно, при голосовании за городские интересы часто в думе не хватает именно двух голосов. И это логично — «сельские» депутаты отстаивают интересы «сельских» избирателей.

Чужие проблемы для них не имеют первоочередного значения. Не исключено, что ситуация не изменится до 23 сентября — дня довыборов в облдуму по двум округам — №26 (Канищево и Недостоево) и №35 (Борки, Бутырки и Центр города).

Если же выборы там опять не состоятся, мы имеем практически 100%-ные шансы повторить сценарий Приморья, встретив зиму без тепла и горячей воды. Решающее слово за нами — жителями города.

Дмитрий Звягинцев.

 

Hosted by uCoz