1.
Проект Земельного кодекса подготовлен
на основе концепции земельной реформы,
одобренной на заседании
Государственного Совета под
председательством Президента РФ В.В.
Путина 21 февраля 2001 года, и в
соответствии с его решением внесен
Правительством РФ 26 апреля 2001 г.
На
этом заседании Госсовета было
достигнуто взаимное понимание того, что
при решении земельного вопроса
необходимо прежде всего сосредоточить
усилия федеральных и региональных
органов государственной власти на
решении трех принципиальных проблем:
-
принятие Земельного кодекса РФ;
-
определение регламента проведения
инвентаризации земель;
-
создание механизмов эффективного
управления земельными ресурсами. Вместе
с тем было решено, что в Кодексе должны
быть подробно прописаны вопросы
разграничения федеральной,
региональной и муниципальной
собственности, деление земель на
категории с учетом принципа
территориального зонирования, а также
определен приоритет охраны окружающей
среды.
1.
Актуальность и важность принятия нового
Земельного кодекса (действующий кодекс
РСФСР принят в 1991 году) обусловлены
необходимостью приведения земельного
законодательства в соответствие с
реальными социально-экономическими
условиями, сложившимися в Российской
Федерации в последнее десятилетие,
более эффективного решения задач в
сфере земельных правоотношений на
основе свободы экономической
деятельности и создания предпосылок для
дальнейшего социально-экономического
развития страны.
Приняты
Конституция Российской Федерации, новый
Гражданский кодекс, на этой основе
фактически создана и действует
принципиально новая система
законодательства. Говоря о ГК РФ,
нелишне напомнить, что недавно вступила
в силу глава 17 — «Право собственности и
другие вещные права на землю»,
положениями которой уже пользуются
миллионы граждан России. В жизни
общества произошли существенные
изменения экономического,
политического и правового характера.
Назрела
настоятельная необходимость принятия
законодательного акта, который должен
стать действенным правовым
инструментом в сфере регулирования
земельных правоотношений. В связи с этим
можно отметить, что к настоящему времени
уже более 100 млн. га находится в
собственности граждан и еще 24 млн. га — в
собственности юридических лиц. Поэтому
принятие Земельного кодекса, а в
последующем и федерального закона об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения должно легализовать эту
собственность и установить четкий
механизм оборота всех видов земель.
3.
Внесенный Правительством РФ проект
Земельного кодекса РФ предусматривает
комплексный подход к правовому
регулированию земельных отношений,
включая учет особенностей земли как
природного ресурса, как средства
производства, а также как
пространственно-операционного базиса
для различных категорий земель. В
проекте разрешена проблема
использования для регулирования
земельных отношений норм Гражданского
кодекса РФ с целью максимального
сближения правового режима земельного
участка и расположенных на нем объектов
недвижимости. При этом устанавливается
особый порядок сделок с землей
отдельных категорий (земли
природоохранного и
сельскохозяйственного назначения),
установлены принципы публично-правовых
отношений в отношении использования
земель.
Сельскохозяйственные
угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи,
земли, занятые многолетними
насаждениями (садами, виноградниками и
др.) имеют приоритет в использовании и
подлежат особой охране. Изъятие (выкуп) в
целях предоставления для
несельскохозяйственного использования
сельскохозяйственных угодий с
кадастровой оценкой, превышающей
среднерайонный уровень, допускается
лишь в исключительных случаях. К ним
относятся случаи, связанные с
выполнением международных обязательств,
разработкой месторождений полезных
ископаемых (кроме общераспространенных),
содержанием объектов культурного
наследования, строительством и
содержанием объектов культуры,
здравоохранения, образования, дорог,
магистральных трубопроводов, линий
связи, электропередачи и других
линейных сооружений при отсутствии
альтернативных вариантов возможного
размещения этих объектов.
4.
В кодексе проведено четкое
разграничение собственности на землю
граждан и юридических лиц (частной
собственности) и государственной
собственности на землю (федеральной,
субъектов Федерации и муниципальной).
При этом после вступления в силу нового
кодекса не предусматривается
предоставление земельных участков
гражданам в бессрочное пользование (однако
такое право сохраняется за гражданами,
получившими участки в пользование до
принятия кодекса).
Следует
особо отметить, — и это специально
оговорено в проекте Земельного кодекса,
— что использование земельных долей,
возникших в результате приватизации
сельскохозяйственных угодий, должно
регулироваться отдельным
самостоятельным федеральным законом об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения.
Данное
положение призвано снять возникшую в
обществе напряженность, основанную на
недопонимании решаемых кодексом
вопросов частью нашего общества и
искусственно нагнетаемую противниками
земельной реформы под надуманным
предлогом «распродажи родной земли».
Справка:
по утверждениям противников кодекса, до
97% всех российских земель подпадает под
его действие. В действительности
действие внесенного Правительством РФ
проекта Земельного кодекса
распространяется на земли городов и
населенных пунктов (18,6 млн. га), земли,
занятые объектами промышленности, в том
числе отведенные для нужд Министерства
обороны РФ, (17.4 млн. га), и не
распространяется на
сельскохозяйственные угодия (440 млн. га),
земли лесного (1059 млн. га) и водного (27,8
млн.. га) фондов, т.е. всего новым кодексом
охватывается только 2,3 % всех земельных
ресурсов страны (данные приведены в
соответствии с Национальным докладом о
земельных ресурсах России 2000 года).
5.
Что касается последнего утверждения (о т.н.
«распродаже»), то предлагаемые новым
Земельным кодексом меры упорядочивают и
ужесточают контроль за рациональным
использованием земельных ресурсов
страны.
Так,
не допускаются: бесплатная передача
земельных участков в собственность
гражданам и юридическим лицам (кроме
специально оговоренных случаев),
внесение права постоянного (бессрочного)
пользования участком в уставные (складочные)
капиталы коммерческих и некоммерческих
организаций, приватизация здания,
строений, сооружений, в том числе
промышленного назначения, без
одновременной приватизации
соответствующих земельных участков.
Юридические лица обязываются
переоформить право бессрочного (постоянного)
пользования земельным участком на право
аренды либо выкупить его в
собственность по своему желанию до 1
января 2004 года.
При
этом следует отметить, что иностранные
граждане обязаны действовать в рамках
того же правового поля, в котором
определены права и обязанности граждан
Российской Федерации и с теми же
ограничениями. Это положение в полной
мере распространяется как на
иностранных физических, так и
юридических лиц. Таким образом,
обеспечивается надежный
государственный контроль за
использованием национальных земельных
ресурсов и, одновременно, стабильный и
благоприятный режим для иностранных
инвестиций в российскую экономику.
Принятие
нового Земельного кодекса РФ будет
способствовать упорядочению земельных
правоотношений, стимулировать развитие
рынка недвижимости, обеспечит на
федеральном и региональном уровнях
стабилизацию земельных отношений с
целью обеспечения поступательного
социально-экономического развития
страны как за счет наиболее
эффективного использования внутреннего
потенциала России, так и за счет
привлечения к этому иностранного
капитала на наиболее выгодных и
приемлемых для нас условиях.
Одновременно создаются правовые
основания для прекращения права
пользования земельными участками при
нецелевом и бесхозяйственном их
использовании, ведущем в том числе к
существенному истощению земель и
снижению плодородия, ухудшению
экологической обстановки и причинению
вреда здоровью человека и окружающей
природной среде.
|