[ Начальная страница ]

Тезисы по проекту нового земельного кодекса.

1. Проект Земельного кодекса подготовлен на основе концепции земельной реформы, одобренной на заседании Государственного Совета под председательством Президента РФ В.В. Путина 21 февраля 2001 года, и в соответствии с его решением внесен Правительством РФ 26 апреля 2001 г.

На этом заседании Госсовета было достигнуто взаимное понимание того, что при решении земельного вопроса необходимо прежде всего сосредоточить усилия федеральных и региональных органов государственной власти на решении трех принципиальных проблем:

- принятие Земельного кодекса РФ;

- определение регламента проведения инвентаризации земель;

- создание механизмов эффективного управления земельными ресурсами. Вместе с тем было решено, что в Кодексе должны быть подробно прописаны вопросы разграничения федеральной, региональной и муниципальной собственности, деление земель на категории с учетом принципа территориального зонирования, а также определен приоритет охраны окружающей среды.

1. Актуальность и важность принятия нового Земельного кодекса (действующий кодекс РСФСР принят в 1991 году) обусловлены необходимостью приведения земельного законодательства в соответствие с реальными социально-экономическими условиями, сложившимися в Российской Федерации в последнее десятилетие, более эффективного решения задач в сфере земельных правоотношений на основе свободы экономической деятельности и создания предпосылок для дальнейшего социально-экономического развития страны.

Приняты Конституция Российской Федерации, новый Гражданский кодекс, на этой основе фактически создана и действует принципиально новая система законодательства. Говоря о ГК РФ, нелишне напомнить, что недавно вступила в силу глава 17 — «Право собственности и другие вещные права на землю», положениями которой уже пользуются миллионы граждан России. В жизни общества произошли существенные изменения экономического, политического и правового характера.

Назрела настоятельная необходимость принятия законодательного акта, который должен стать действенным правовым инструментом в сфере регулирования земельных правоотношений. В связи с этим можно отметить, что к настоящему времени уже более 100 млн. га находится в собственности граждан и еще 24 млн. га — в собственности юридических лиц. Поэтому принятие Земельного кодекса, а в последующем и федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения должно легализовать эту собственность и установить четкий механизм оборота всех видов земель.

3. Внесенный Правительством РФ проект Земельного кодекса РФ предусматривает комплексный подход к правовому регулированию земельных отношений, включая учет особенностей земли как природного ресурса, как средства производства, а также как пространственно-операционного базиса для различных категорий земель. В проекте разрешена проблема использования для регулирования земельных отношений норм Гражданского кодекса РФ с целью максимального сближения правового режима земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. При этом устанавливается особый порядок сделок с землей отдельных категорий (земли природоохранного и сельскохозяйственного назначения), установлены принципы публично-правовых отношений в отношении использования земель.

Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Изъятие (выкуп) в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, допускается лишь в исключительных случаях. К ним относятся случаи, связанные с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), содержанием объектов культурного наследования, строительством и содержанием объектов культуры, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии альтернативных вариантов возможного размещения этих объектов.

4. В кодексе проведено четкое разграничение собственности на землю граждан и юридических лиц (частной собственности) и государственной собственности на землю (федеральной, субъектов Федерации и муниципальной). При этом после вступления в силу нового кодекса не предусматривается предоставление земельных участков гражданам в бессрочное пользование (однако такое право сохраняется за гражданами, получившими участки в пользование до принятия кодекса).

Следует особо отметить, — и это специально оговорено в проекте Земельного кодекса, — что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, должно регулироваться отдельным самостоятельным федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Данное положение призвано снять возникшую в обществе напряженность, основанную на недопонимании решаемых кодексом вопросов частью нашего общества и искусственно нагнетаемую противниками земельной реформы под надуманным предлогом «распродажи родной земли».

Справка: по утверждениям противников кодекса, до 97% всех российских земель подпадает под его действие. В действительности действие внесенного Правительством РФ проекта Земельного кодекса распространяется на земли городов и населенных пунктов (18,6 млн. га), земли, занятые объектами промышленности, в том числе отведенные для нужд Министерства обороны РФ, (17.4 млн. га), и не распространяется на сельскохозяйственные угодия (440 млн. га), земли лесного (1059 млн. га) и водного (27,8 млн.. га) фондов, т.е. всего новым кодексом охватывается только 2,3 % всех земельных ресурсов страны (данные приведены в соответствии с Национальным докладом о земельных ресурсах России 2000 года).

5. Что касается последнего утверждения (о т.н. «распродаже»), то предлагаемые новым Земельным кодексом меры упорядочивают и ужесточают контроль за рациональным использованием земельных ресурсов страны.

Так, не допускаются: бесплатная передача земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам (кроме специально оговоренных случаев), внесение права постоянного (бессрочного) пользования участком в уставные (складочные) капиталы коммерческих и некоммерческих организаций, приватизация здания, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения, без одновременной приватизации соответствующих земельных участков. Юридические лица обязываются переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить его в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года.

При этом следует отметить, что иностранные граждане обязаны действовать в рамках того же правового поля, в котором определены права и обязанности граждан Российской Федерации и с теми же ограничениями. Это положение в полной мере распространяется как на иностранных физических, так и юридических лиц. Таким образом, обеспечивается надежный государственный контроль за использованием национальных земельных ресурсов и, одновременно, стабильный и благоприятный режим для иностранных инвестиций в российскую экономику.

Принятие нового Земельного кодекса РФ будет способствовать упорядочению земельных правоотношений, стимулировать развитие рынка недвижимости, обеспечит на федеральном и региональном уровнях стабилизацию земельных отношений с целью обеспечения поступательного социально-экономического развития страны как за счет наиболее эффективного использования внутреннего потенциала России, так и за счет привлечения к этому иностранного капитала на наиболее выгодных и приемлемых для нас условиях. Одновременно создаются правовые основания для прекращения права пользования земельными участками при нецелевом и бесхозяйственном их использовании, ведущем в том числе к существенному истощению земель и снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки и причинению вреда здоровью человека и окружающей природной среде.

 

Hosted by uCoz